История села

Согласно рассказам старожилов, с. Забалуйка расположено в том месте, где рос густой, труднопроходимый лес, текла многоводная река, кругом была топь. Село находилось в районе замечательных по своей глубине озёр: Чёрного, Окунева, Старицы и Суплёвки. Из всех озёр сохранилось до настоящего времени только одно – Окунево, которое питается водами родников, от таяния снега и разлива реки Инзы. Остальные озёра пересохли.

Вот что рассказывали о болоте села, известное в настоящее время под названием «Кукушкино болото». Раньше это было глубокое озеро, которое никогда не пересыхало. В нём как будто потоплено много людей. Рассказывали такой случай, что житель деревни Екатериновка, старик Абрамов И.Н., проходя мимо Кукушкина болота, остановился, снял шапку, стоит и крестится. Его спрашивают: «Чем вызвана такая почесть болоту?»  «Я молюсь не болоту» — ответил он.  «А тем людям, которые нашли конец в этом болоте».

Во время весеннего паводка разливалась полноводная река Инза — это мордовское слово, что означает в переводе на русский язык «малинник». Это название не случайное, по берегам реки рос малинник, вернее ежевичник. Северную часть села, где в настоящее время тянется улица Речная, занимая густой осиновый лес, на что указывает современное название этой низины «Осинник» несмотря на то, что на всём пространстве, до самой реки Инзы, нет ни одного кустика. Здесь теперь раскинулись приусадебные участки жителей села. К востоку, вплоть до того места, где вырос город Инза, тоже рос густой лес.

 Село называли Выставкой очень давно, ещё в 18 веке. По воспоминаниям старожилов некие бояре с Пензенской губернии освободили молодую крепостную семью. Те обосновались недалеко от своего барина, возле реки, в глухом месте, где никто их не мог потревожить. Но в скором времени именно на это место стали выселять неугодных, непослушных крестьян. Отсюда и пошло название Выставка. Село расширялось, росло количество жителей. Стали выделяться своим богатством отдельные жители, которые имели уже и своих работников. Верующее население стало хозяйствовать о постройке церкви. Разрешение было получено, а вместе с ним и указание – построить церковь в честь трёх Московских святителей – Петра, Алексия, Ионы. Церковь была построена деревянная. С постройкой церкви село Выставка стало называться Трёхсвятительским.

В 1815г. в жизни населения появилась новое занятие: начали из глины делать кирпичи, а в горе к северу от села, жечь известь. На реке Инза стояли две мельницы, на которых местные жители молотили зерно.

Жители выращивали зерновые, овощные культуры, занимались разведением скота. В селе было много искусных кузнецов, плотников, печников.

Сельчане ткали холсты, плели лапти, валяли  валенки.

В центре села находилась базарная площадь, где крестьяне Пензенского уезда, Мордовии продавали продукты животноводства, растениеводства, пчеловодства, рыбу.

В праздники проводились богатейшие базары и ярмарки.

Раньше землю в сёлах делили по количеству мужчин в доме. Если в семье рождался сын, то все в доме радовались, потому что им нарезалась земля. Семьи, в которых преобладал мужской пол, имели большие земли, жили зажиточнее. А другим приходилось батрачить на богатых «влезать в долги».

Богачи стали открывать кабаки, где спаивали, обманывали бедноту. На почве пьянки учинялись семейные скандалы, бедняки проживали весь свой заработок. Участились грабежи людей, проезжавших на базар, были случаи убийств. Пожар за пожаром вспыхивали на селе. Трудовой народ мстили эксплуататорам. Ни угрозы, ни суды не останавливали их. Вот за это жители соседних сёл и прозвали село Балуйкой (от слова «баловать»). Власти, узнавшие о делах, творимых беднотой, стали применять более жесткие меры, жестоко расправлялись с крестьянами. Они пришли к выводу, что село не соответствует своему названию – Трёхсвятительское, и назвали его Забалуйкой, как бы говоря: «А ну-ка, теперь забалуй-ка, что тебе будет».

Жители советского времени работали на Инзенском заводе фильтровальных порошков, на кирпичном заводе «Свет», на заводе красного кирпича в селе Забалуйка, во втором отделении совхоза «Оськинский», в Забалуйском лесничестве. На предприятиях г. Инзы.

В настоящее время в селе имеется Забалуйская средняя школа, отделение связи, ФАП, сельская библиотека, детский сад, сельский клуб, спортивная площадка, тренажёры, сквер для отдыха. Надеемся спасти озеро Окунёво от зелени и ила, обустроили родник и сделали там купель!

************************************************************************
Поступили архивные дополнения к истории нашего села от Александра Петровича Павлова — нашего земляка, проживающего в г. Санкт- Петербурге.
Село Забалуйка на протяжении своей истории имело несколько названий: Выставка, Забалуйка, Святительское. Например, на старых картах можно было прочитать:“Святительское, Выставка тож”.
 До недавнего времени годом основания села считался 1725 год. Эта дата упоминается в сохранившемся документе, который называют “Дневник приходского священника”. Эта же дата упоминается и в истории села Забалуйка, которую составил М. Елчев. 
  Удалось найти в Саратовских епархиальных ведомостях за 1900 год к 100-летию образования Саратовской епархии список церквей, входивших в 1799 году в Саратовскую епархию. Так вот, согласно этого списка в 1700 году в Забалуйке уже была построена и освящена церковь Трех святителей Московских, а в 1701 году был освящен придел Параскевы.
 Так как в 1700 году уже была построена Трехсвятительская церковь, то логично предположить, что поселение было образовано еще раньше. На более ранний год образования села указывает название церкви – Трех Святителей московских, а также указывают исторические названия села – Выставка и Забалуйка (Завалуйка). 
 История села Забалуйка напрямую связана со строительством с 1648 года Симбирско-Карсунской засечной черты.  С началом строительства засечной черты была основана крепость Аргаш (ныне село Аргаш). Уже 1653 году в крепости Аргаш была построена церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородице. Престолов в церкви было три. Главный престол в честь Благовещения Пресвятые Богородице.   И два престола в приделах (внимание!): в правом во имя трех Святителей Московских и всея России чудотворцев Петра, Алексия и Ионы и в левом во имя святой мученицы Параскевы.  Церкови в Забалуйке и Аргаше находятся на расстоянии около 7 км друг от друга, а два престола у них одинаковые: трех святителей Московских и мученицы Параскевы! В 17 веке церкви имели несколько престолов, т.к. новые населенные пункты основывали переселенцы с разных мест России. У каждой группы переселенцев были свои пристрастия к тем или иным святым, свои привозимые иконы и церковная утварь. Строить отдельную церковь для каждого святого невозможно, поэтому церкви как правило были многопрестольными.
 Охраняли засечную черту переселенные из центральных районов России стрельцы. В 1650-1680 годах к охране Засечной черты и подавлению народных волнений привлекались солдаты 1-го и 2-го Московских выборных полков. Для службы в 1-ом и 2-ом Московских выборных полках отбирались лучшие солдаты из других полков, отчего и получили наименование выборных, то есть отборных. 
 Поэтому во второй половине 17 века вдоль Засечной черты осело много служивых людей: стрельцов, солдат из московских полков. В «Писцовой книги Карсунского и Симбирского уездов 1685-1686 гг.» можно прочитать следующее:
« Деревня Труслейская Слобода.
Слобода Труслейская, на речке Труслейке, на низ идучи, на левой стороне речки. А в ней живут выборного полку салдаты.Двор Трофим Максимов, у него детей Афонька, Якимка десяти лет. У Афоньки сын Федька году.Двор Василей Леонтьев сын Жуленев. У него брат Филька… » И т.д.
« Деревня Маисская Слобода.
Слобода Маиская, на речке Маисе.  А в ней живут выборного полку салдаты.Двор Сидор Федосеев сын Быков. У него брат Стенька. У Стеньки сын Васька трех лет. У Сидора пасынок Панка Васильев шти лет… » И т.д.
Специально привожу выписки из «Писцовой книги Карсунского и Симбирского уездов 1685-1686 гг.» про ближайшие поселения к месту, где находится сейчас село Забалуйка. 
Так как в этих местах осели солдаты из московских полков, то можно предположить почему две церкви, которые находятся не очень далеко друг от друга имеют престолы трех святителей Московских. Полки формировались в Москве, имена святителей Петра, Алексия и Ионы в те времена были на слуху.
Что касается названий села Забалуйка.
Думаю, что это место сначала называлось Выставка (Выстовка), потом появилось название Забалуйка (Завалуйка, Завалуи), а после строительства церкви у поселения появилось третье название – Святительское (или Трехсвятительское).
В России довольно много мест с названием Выставка, Выстовка, Выстопка… Если посмотреть на карту на которой указана Симбирско-Карсунская засечная черта, то можно заметить, что в районе Аргаша засечная черта имеет явно выделенный выступ на юг к реке Инза. Можно предположить, что это не случайно, так как в этом месте в реку Инза впадает река Сюк-Сюм. И река Инза становится еще более полноводной, что давало возможность использовать реку Инза в те времена, как транспортную артерию для связи населения и войск с центральными районами России.  
В 60-70-х годах 17 века количество пришлых людей, стрельцов и солдат увеличилось. Это связано с увеличением количества войск московских полков для подавления восстания Степана Разина. Площади обрабатываемой земли увеличивались, строились жилища на новом месте. Как говорили в те времена: население выставлялось.
Так образовывались новые поселения – Выставки. Сейчас бы это назвали “самостроем”. После подавления разинского восстания в 1671 году солдаты выборных полков  «..были повёрстаны на Москве в приказе Казанского дворца денежным и земляным окладом по Симбирску». Выборным солдатам отводилась земля как севернее СимбирскоКарсунского участка засечной черты, так и южнее, в «диком поле», где они могли приискать свободные земли и, направив челобитную государю, закрепить их за собой. На отведённых землях солдаты селились группами, строили церкви. Обычно выборным солдатам отводилось по 10-15 десятин в каждом из трёх полей под пашню, плюс десятина земли под усадьбу, огороды, выпасы для скотины. Выделялись сенные покосы. Для церкви отводилась земля из общих владений. 
Скорей всего в промежутке 1670-1680 годов, на месте или рядом с Выставкой были узаконены владения землями новыми поселенцами.  Думаю, что в это время появилось название Завалуйка. Именно Завалуйка, так как поселение находилось за валом засечной черты. Название указывает на местоположение поселения относительно засечной черты. Если бы в конце 17 века писался почтовый адрес Забалуйки, то выглядел он приблизительно так: Московия, Симбирский разряд, Карсунский уезд, Завальный стан, деревня Завалуйка Выстовка тож.  
В конце 17века — в 18 веке времена были не простые, а российский народ смекалист и поэтому название Завалуйка могло быстро трансформироваться в Забалуйку.
Подтверждает название Завалуйка и карта из первого Атласа Российской империи 1745 года, созданный известным картографом Делилем и математиком Эйлером. На ней Забалуйка названа как “Завалуи”. Наверное, зарубежным картографам было привычнее окончание поселения на французский манер – “луи”. На этой карте кстати показана засечная черта, есть деревня Труслейка, но ни Маиса, ни Оськино не показано. Это может говорить о том, что из-за своего расположения, то есть с экономической или военной точки зрения в те времена (первая половина 18 века) в документах Забалуйка часто упоминалась и попала в первый российский атлас.  
Третье название – Святительское (Трехсвятительское) появилось после строительства церкви. На сегодня подтвержденная дата – это 1700 год. На Руси было принято селения называть так же по названию церквей. Вот почему часто встречаются названия сел: Никольское, Петровское, Архангельское и т.д.
Теперь что касается даты образования села Забалуйка.
Село сначала называлось – Выстовка (выставленное место). Когда “выставилась” Выстовка пока точно не известно. Но! Если бы позже Выстовки “выставилось” еще одно поселение, то его логично было бы назвать Новая Выстовка. 
Открываем «Писцовую книгу Карсунского и Симбирского уездов 1685-1686 гг.» на разделе “Завальный стан”. И находим между описаниями деревень Труслейская слобода и  Маисская слобода описание деревни Новая Выстовка.
Читаем: «Деревня Новая Выстовка, на реке Инзе, на низ идучи, на левой стороне реки. А в ней живут мордовские Мурзы и мордва …» Далее в этом документе перечисляются жители деревни, описывается территория, принадлежавшая деревни, соседние территории. Кстати, в этом же документе деревня Новая Выставка имеет второе название – деревня Инза. По описанию Новой Выстовки (д.Инза) и выводу исследователей «Писцовой книги Карсунского и Симбирского уездов 1685-1686 гг.», деревня Новая Выстовка – это теперешнее село Оськино. 
Подтвержденный год образования села Оськино, как я знаю, — это 1680. Если практически рядом находятся два селения с названиями Выстовка и Новая Выстовка, то какое селение было образовано ранее?! Тем более, что Новыя Выстовка находиться дальше от засечной черты чем Выставка, а освоение и заселение земель шло с севера на юг.
Получается, что год образования села Забалуйка не позднее

                     1680 года!