История села

В центре села расположено здание недействующей Трехсвятской церкви, построенное в 1828 году[1]. После закрытия церкви в здании был организован склад, а потом сельский клуб. Колокольня была разрушена после революции.

Согласно рассказам старожилов, с. Забалуйка расположено в том месте, где рос густой, труднопроходимый лес, текла многоводная река, кругом была топь. Село находилось в районе замечательных по своей глубине озёр: Чёрного, Окунева, Старицы и Суплёвки. Из всех озёр сохранилось до настоящего времени только одно – Окунево, которое питается водами от таяния снега и разлива реки Инзы. Остальные озёра пересохли.Село называли Выставкой очень давно, ещё в 19 веке. По воспоминаниям старожилов некие бояре с Пензенской губернии освободили молодую крепостную семью. Те обосновались недалеко от своего барина, возле реки, в глухом месте, где никто их не мог потревожить. Но в скором времени именно на это место стали выселять неугодных, непослушных крестьян. Отсюда и пошло название Выставка. Село расширялось, росло количество жителей. Стали выделяться своим богатством отдельные жители, которые имели уже и своих работников. Верующее население стало хозяйствовать о постройке церкви. Разрешение было получено, а вместе с ним и указание – построить церковь в честь трёх святителей – Петра, Павла, Иоанна, церковь была построена деревянная и названа Трёхсвятительской. С постройкой церкви село Выставка стало называться Трёхсвятительским.

Первый деревянный храм в селе Забалуйки был воздвигнут дочерью помещика Чиркова Прасковьей во имя трех святителей Петра, Алексия и Ионы с приделом святой Параскевы, нареченной Пятницы. На месте сгоревшей церкви в 1828 г. была построена новая каменная Трехсвятская церковь с теплым приделом во имя святого князя Владимира и Святой Троицы.

По сведениям 1896 г. в штате причта положено священник, дьякон и псаломщик. Приход состоял из села и приписных деревень Николаевка, Екатериновка, Кайсаровка и Вентовка. В селе имелась церковно-приходская школа.

Жалованная грамота на постройку церкви, выданная Амвросием епископом Пензенским и Саратовским в 1828 г. и церковная летопись (памятная книжка) Трехсвятской церкви за 1855-1911 гг., где также имеются сведения по истории села Забалуйки.

Село Трёхсвятительское

 Село Трёхсвятительское со всех сторон окружал дремучий,  труднопроходимый лес, в котором были топкие места, особенно с северной стороны и с востока. Во время весеннего паводка разливалась полноводная река Инза (со слов жителей с. Оськина, это мордовское слово, что означает в переводе на русский язык «малинник».

 Это название не случайное, по берегам реки рос малинник, вернее ежевичник). Северную часть села, где в настоящее время тянется улица Речная, занимая густой осиновый лес, на что указывает современное название этой низины «Осинник» несмотря на то, что на всём пространстве, до самой реки Инзы, нет ни одного кустика. Здесь теперь раскинулись приусадебные участки жителей села. К  востоку, вплоть до того места, где вырос г. Инза, тоже рос густой лес. В 1815г. в жизни населения появилась новое занятие: начали из глины делать кирпичи, а в горе к северу от села, жечь известь. Деревянная церковь сгорела в 1884г., и в 1915г. было начато строительство новой, кирпичной, которое закончили в 1919 году. Раньше землю в сёлах делили по количеству мужчин в доме. Если в семье рождался сын, то все в доме радовались, потому что им нарезалась земля. Семьи, в которых преобладал мужской пол, имели большие земли, жили зажиточнее. А другим приходилось батрачить на богатых «влезать в долги». Вот что рассказывали о болоте села, известное в настоящее время под названием «Кукушкино болото». Раньше это было глубокое озеро, которое никогда не пересыхало. В нём как будто потоплено много людей. Рассказывали такой случай, что житель д. Екатериновки, старик Абрамов И.Н. проходя мимо Кукушкина болота, остановился, снял шапку, стоит и крестится. Его спрашивают: -Чем вызвана такая почесть болоту? -Я молюсь не болоту, - ответил он. – А тем людям, которые нашли конец в этом болоте.

Село Забалуйка

 Богачи стали открывать кабаки, где спаивали, обманывали бедноту. На почве пьянки учинялись семейные скандалы, бедняки проживали весь свой заработок. Участились грабежи людей, проезжавших на базар, были случаи убийств. Пожар за пожаром вспыхивали на селе. Трудовой народ, мстя эксплуататорам, и ни угрозы, ни суды не останавливали их. Вот за это жители соседних сёл и прозвали село Балуйкой (от слова «баловать»). Власти, узнавшие о делах, творимых беднотой, стали применять более жесткие меры, жестоко расправлялись с крестьянами. Они пришли к выводу, что село не соответствует своему названию – Трёхсвятительское, и назвали его Забалуйкой, как бы говоря: «А ну-ка, теперь забалуй-ка, что тебе будет».